Алекс Поляков


Алекс Поляков (Поль) - родился во второй половине 20-го века от Р.Х. на территории России, в подмосковном городе Щелково. Там же, лет в семь, первый раз взял в руки гитару. Там же получил среднее образование. С тринадцати лет был актером в Щелковском Драматическом театре, а так же играл в трех группах одновременно (в то время они именовались не иначе как "ВИА", а их названия "РИМ", "Каскад", "Zero" в принципе ни о чем не говорят ныне). В шестнадцать лет он попадает в Московский Театр на Красной Пресне, где работает (как до, так и после двухлетнего заключения в рядах Советской Армии) вместе с Ансаром Халиллулиным (ныне - московским режиссером) над самостоятельными спектаклями по А.П.Чехову, А.С.Пушкину и Л.Н.Андрееву. В 1987 он входит в состав музыкально-драматической группы "Экспромт", для которой пишет две стихотворные пьесы, несколько песен, и в ролях поющего актера и гитариста уезжает на гастроли в Петропавловскую филармонию. Результатом этой поездки явилось отвращение к филармонической халтуре и ее основному принципу: "... полтора часа позора - и золотой ключик - у нас в кармане...". После возвращения продолжает работать в театре, а также - ради проживания в близости к оному - вступает в "поколение дворников и сторожей" и машет метлой на Никитских Воротах. Так продолжается до 1989 года, когда "великий дворник" впервые совершает набег на славный град Петербург (в то время - Ленинград) с целью поступления в театральный институт и обретения высшего актерского образования. (Не то чтобы в стольном граде Москве был недостаток таковых заведений, как раз напротив... Ну не желали они его принять в свое лоно... ну никак!) Судьба благоволит к нему, и он имеет возможности выбирать - куда положить документы: на "чисто" драматический курс или на экспериментальный курс Рок-Оперы. И наш герой выбирает последнее, с тайными намерениями - убить двух зайцев: повысить не только актерский, но и музыкальный уровни. По его свидетельству, насчет смерти первого зайца, он не очень-то уверен, а что касается вокала, то прогресс был налицо (по крайней мере, голос, какой был дан от природы, был поставлен, и была побеждена манера "носового пения"). В 1994 году Поль заканчивает Санкт-Петербургскую Академию Театрального Искусства, но не идет работать ни в театр Рок-Оперы, ни в какой либо-другой театр, считая, что лучше быть никем, чем стыдиться того, что ты делаешь...
Что касается "песенного творчества", то этим безобразием Алекс Поляков начал заниматься еще в период своих первых попыток работы с группами. В то время на него сильно влияли "Машина времени" и "Воскресенье". Но песни того времени уже ушли из его репертуара, а нынешние вещи уже не имеют ничего общего ни с Макаревичем, ни с Никольским. По собственному признанию Поля, он всегда был человеком несколько отстраненным от роковой музыкальной культуры, почти ничего не видел и не слышал, и для него явилось поздним откровением творчество таких столов, как Б.Гребенщиков, А.Башлачев и Ю.Наумов. Он услышал их в полном объеме уже тогда, когда сформировалась собственная техника игры и стиль стихосложения. Впрочем, он не сожалеет об этом, поскольку считает, что именно эти Художники могли бы оказать на него достаточное влияние и ему пришлось бы "лечиться не только от Макаревича, но и от других эпигонских заболеваний".
Хотя, честно говоря, манера акустической техники Поля имеет некоторое сходство с гитарой Юрия Наумова. Прежде всего - это игра исключительно пальцами, без использования медиатора, техника "подвижного ритма", напоминающая фламенкийскую гитару, и желание играть одному несколько партий одновременно (по крайней мере, партию баса и ритма). Но в самой музыке между этими музыкантами нет ничего общего. Поль прежде всего - мелодист, использующий ритмическую структуру стиха в качестве дополнительного инструмента. А вот сравнения поэзии Алекса Полякова с песнями СашБаша, проскальзывающие в некоторых рецензиях, лишены основания в принципе. Если кто и оказал влияние на Поля в этой области, то это, скорее всего, поэзия Серебряного века, такие мастера, как Н.Гумилев, И.Северянин, В.Хлебников... Эти ассоциации возникают, скорее всего, из-за внимательного отношения к слову, из-за сети аллитераций, игры слов и фонетических изысков. Но, в отличие, к примеру, от того же Велимира Хлебникова, Поль более чем тщательно следит за сохранностью не только фонетического ряда, "междустрочий" в проведении второго и третьего плана, но и четко проводит линию первого плана. Его песни напоминают здание со множеством дверей, находящихся на различных уровнях, где для каждого (если, конечно, у этого каждого не атрофированы мыслительные и чувственные функции) найдется вход, и, после прохождения по хитросплетенному лабиринту, захочется войти в другую дверь и проследить тот же путь на ином уровне. В принципе, такая вещь, как Бард-Рок (pardone за ругательство) стоит на трех основных китах - это Поэзия, Музыка и Атмосфера. И вот как раз атмосферу создает ни что иное, как личность исполнителя, его душевный посыл и настрой. Для Алекса Полякова это является отнюдь не последним делом. Он знает не только то, что он хочет сказать залу, передать Поэзией - ментальный план, и астральные сферы - Музыкой, но старается донести слушателям это на более ощутимом уровне с помощью посыла, который превращает песню в спектакль. Но это не мертвый, заранее отрепетированный "театр представления"; автор стремится пережить все здесь и сейчас и вовлечь в это переживание зал. Сам он говорит, что высшей наградой для него является - достичь Катарсиса внутри себя и впустить в этот внутренний мир всех, кто способен подключиться к этим потокам. "... Передатчик подоблачной сферы, переводчик в надземной войне...", - он считает мерилом любого творчества - точность и незамутненность этого перевода, и любой Художник для него - "... Диалог между Небом и Адом..."
Что касается аудио-записей, то, к сожалению, до сих пор они выходили только в "самиздатовском" варианте. Самый первый альбом 1981 года "Начало" безвозвратно утерян во времени и пространстве. А для изъятия "из употребления" двух последующих альбомов ("Путешествие из Москвы в Петербург" 1989г. и "Черная месса" 1991г.) автор приложил в свое время немалые силы, поскольку считал эти записи, да и сами песни, только лишь пробой пера, воспринимаемой им самим лишь как "кухня" и трамплином для Творчества (из того периода осталось, пожалуй, пять-шесть песен, которые еще присутствуют в нынешнем репертуаре). Так что на настоящий момент в Санкт-Петербурге "ходит" по рукам (и ушам) только двойной концертный (90-минутный) альбом "Театр Санкт-Питер'Брук и Рок Чистого Разума", записанный в 1994 году в музыкальном клубе "Стерх". Кроме того, Поля можно услышать на одной из сторон уже "цивильного" кассетного двухтомника, записанного студией "Добрый Волшебник" на Фестивале Русского Акустического Андеграунда в 1995 году, проходившего в Петербурге на энтузиазме известного квартирнико-мена Зайца и при поддержке радио "Катюша" (к сожалению, уже удавленного и переплавленного в поп-ЭльдоРадио). Пока Поль не избалован ни радио- , ни телеэфирами... В том же 1995 году он впервые появился в прямом эфире на радио "Катюша" в программе Екатерины Борисовой "Редкая Птица". Он появлялся пару раз на первом радиоканале Санкт-Петербурга (к сожалению, в такой ужасной записи, сотворенной там же, что он вынужден был попросить уничтожить пленку и никогда больше не передавать, что, похоже, не было сделано).
Что касается выступлений, то и в этом большого продвижения не наблюдается. К сожалению, в Петербурге (который, вроде бы, и рожден для акустического рока) в настоящий момент отсутствуют акустические клубы (исключая самодеятельные клубы авторской песни, о коих здесь и речи быть не может), и редкие выступления музыкантов сего направления чаще всего проходят на квартирниках. Там в последнее время и можно было услышать Поля "живьем", что, уверяю вас, намного полезнее, да и ощущение становится более полным. Ну и, в порядке исключения, изредка, эти выступления проходили в клубе "Белый Кролик" и студии "Добролет". Сам Поль лелеет надежду на близящуюся перестановку приоритетов, и ждет и желает приблизить Серебряный Век Русского Рока, когда на первое место поднимутся Музыка, Поэзия и великий обмен энергиями с очищающим Космосом - Katarsis...

Неизвестный


На первую страничку